Приметы времени. Черепан

Интересно сравнивать первое издание “Русской Сатирической Сказки”, которое лежит на либрусеке, со вторым, которое в твердой копии у меня (то, что я выкладываю, я перепечатывал со второго издания, а не то, что вы подумали).

В предисловии составитель пишет, что из нескольких вариантов сказок выбирался тот, в котором сатира была наиболее острой. Врет и не краснеет.

Вот, например, сказка “Черепан”, во втором издании опубликована в смягченном варианте “Горшеня”.

Вполне себе современный тюремный фольклор: сначала тебя опустят, потом расстреляют. Вы читайте, читайте. Не зная прошлого, нельзя познать настоящее.


Царь и Черепан
Бывало: поп да царь, да боярин собрались в один лик (похожи друг на дружка) и надели одинакое платье на себя, и пошли прохаживаться. И тогда разговор промежу себя ведут.
Царь спрашивает:
— Что на земле всего дороже?
Отвечает поп:
— На земле то всего дороже, у кого жена хороша!
Говорит царь:
— А, барин, ты что скажешь?
— То всего дороже, у кого денег много!
— А я считаю то всего дороже, — говорит царь, — у кого ума много!
Тогда идут вперед опять. Навстречу едет им черепан с горшками. Царь и говорит:
— Черепан, провези нас, изъян покроется!
Стал черепан горшки складывать, сложил, оборотил лошадь:
— Садитесь!
Сели на сани.
Ехал, ехал, зашла кобыла в лужочку,.. стала. Черепан ухватил плеть и стегает.
— Ах ты, кобыла! Дика, как государь!
Кобыла… и опять пошла. Поехали, спрашивает государь:
— Что, черепан, разве государь-от у нас дик?
— А как государь не дик: у бояр полны погреба денег лежат, да все их жалует, а у нужного, у бедного с зубов кожу дерет, да все подать берет!
— Черепан, есть люди, которые говорят: то дороже всего, у кого жена хороша?
— А это, надо быть, поп либо старец: те до хороших жен добираются.
Царь опять спрашивает:
— Есть люди, говорят: то всего дороже, у кого денег много?
— А то, — говорит, — боярин или боярской сын, они, толстобрюхие, до денег лакомы.
Опять царь спрашивает:
— Есть люди, которые говорят: то всего дороже, у кого ума много?
— А то царь либо царской сын, это они до большого ума добираются!
Доехали в город и заставили лошадь одержать. Тогда вставали все трое с саней и благодарили черепана за провоз. И говорит царь:
— Поезжай, черепан, по горшки и вези в город, завтра горшки будут дороги, да не ошибайся, проси дороже!
Черепан привез горшки в город, а царь сделал пир на весь мир и приказал всем гостям по горшку в подарок нести. Народ бежит к царю на пир, а к черепану приворачивает за горшком.
Продавал сначала по пять, потом по десять рублей, дошло по пятьдесят, а потом по сту рублей, — и все купят. Дотоль допокупали, один горшок остался. Ладит сам идти, подарками нести.
Главной боярин бежит [к] царю на пир и приворачивает [к] черепану за горшком:
— Продай горшка!
— Не осуди, нет боле, один есть да себе надо!
— Сделай милость, уступи, я — первой боярин!
— Я, пожалуй, уступлю, только сделай по-моему. [Черепан предлагает унизительнейшее условие, которое боярин выполняет].
Все собрались [во дворце], а черепана нет. Приходит и черепан на пир.
— Как же ты, черепан, сколько в тебе скупости, пожалел горшка принести, а привез воз целой!
— Помилуйте, ваше царское величество! Был самый лучшой, боярин отбил, — меч ваш, а голова моя!
— Да ты за этот горшок множество денег взял?
— Помилуйте, ваше царское величество, не взял.
— Да как-ино ты, за что отдал?
— Да не даром же отдал, а сказать нельзя!
— Скажи!
[Черепан рассказывает о позоре боярина. Царь говорит]:
— Узнаешь ли?
— Посмотрю, дак найду!
Посмотрел и увидел его в переднем углу — самой главнейшой боярин:
— Ну, уколи, скажи которой!
Он и уколол.
Призывает царь боярина к себе:
— Ты ли у черепана горшок за… купил?
— Я, царское величество! [Боярин признается, что выполнил унизительное условие).
— Потому, что я без горшка не смел явиться к вам!
— Да мне разве горшка надобно было? Мне надобно было черепана деньгами наделить. Не было горшка, дак и так бы пришел…
Взял царь посадил боярина на вороты и расстрелял.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *